Ads Top

В спортивной рубрике LQ Надия Дусанова-мастер спорта международного класса по прыжкам в высоту, многократная чемпионка Азии

Надия Дусанова: Если во что-то сильно верить и идти к своей мечте, то ты обязательно добьёшься своей цели!
Мастер спорта международного класса по прыжкам в высоту, многократная чемпионка Азии, победительница и призёр различных международных соревнований, победительница Азиатских игр, призёр континентального Кубка мира, обладательница медали «Шухрат» – все эти регалии принадлежат талантливой легкоатлетке Узбекистана Надие Дусановой.
2017 год стал для Надии поистине «золотым» - на самых престижных соревнованиях (Исламские игры солидарности в Баку, Чемпионат Азии в Индии, Азиатские игры в закрытых помещениях в Ашхабаде) наша прыгунья завоевала золотые награды.
Сегодня знаменитая спортсменка поделится с читательницами «Lady Queen» своими детскими мечтами, взлётами и падениями, увлечениями и планами на будущее.
Детские мечты и амбиции
Детство моё было замечательным. Я, как и любой ребенок, любила гулять во дворе и играть в активные игры. У нас был один из самых шумных дворов нашего квартала, соседи всегда ругались, что мы слишком громко резвимся. Но нас это никогда не останавливало. Также я очень любила и по сей день обожаю животных, и всегда домой приносила какую-нибудь живность - котят, щенят, ёжиков, черепах. Дома мы их кормили, если надо было, то лечили и находили им приют. Поэтому в детстве я мечтала стать ветеринаром, но судьба распорядилась иначе.
Дорога в спорт
В спортивную секцию я попала совершенно случайно. В школе моим любимым предметом была физкультура. Какие упражнения мы бы не выполняли, у меня всегда всё получалось хорошо. И мой преподаватель почти силой заставил меня пойти в лёгкую атлетику. На самом деле, эта идея меня безумно заинтересовала.  Приехав на стадион «Пахтакор», увидела группу спортсменов с тренером, и попросилась к ним тренироваться. Меня, молоденькую девочку приняли с большим радушием, так и началась моя спортивная жизнь.
Прыжки в высоту
Наверняка, у вас возникает вопрос, почему я выбрала из столь широкого выбора дисциплин лёгкой атлетики – прыжки в высоту. На самом деле, всё легко и просто – первый тренер Попов Андрей Иванович посмотрел по моим результатам и физическим данным,  какое направление мне больше подходит, и через некоторое время перевёл меня в группу к Лебединской Валентине Александровне. С ней мы стали тренироваться в прыжках в высоту, этот вид лёгкой атлетики пришёлся мне по душе больше остальных.
Отношения с тренером
Валентина Александровна была очень хорошим тренером, она знала, какую работу я смогу сегодня выполнить из намеченных планов, а что лучше перенести, или, наоборот, добавить. Она меня очень хорошо понимала и чувствовала – у нас были идеальные отношения. Для меня мой тренер стала близким человеком, всегда можно было с ней обсудить свои тревоги, спросить совета, и мне её очень не хватает, в 2014 году её не стало. Какое-то время я тренировалась одна, затем с супругом; сменила много тренеров, но никак не могла найти того, с кем бы у меня сложились доверительные отношения. Поверьте, в спорте это очень важно.
С 2014 года я стала тренироваться у Ахмеджанова Алима Ачиловича, этот тренер какое-то время работал в Малайзии, и мы со Светой Радзивил приезжали туда на сборы. Его профессионализм и опыт работы мне очень понравился, поэтому по сей день, я тренируюсь именно у него. Наши тренировки в группе проходят в отличной атмосфере, тренер нашёл подход ко всем, он и похвалит, и поругает, и пошутит над нами. Но при этом он очень требовательный - шутки шутками, а работу надо сделать!
Обереги и талисманы
Я думаю, большая часть спортсменов имеет свои приметы и талисманы, на удачу. Конечно, и у меня есть свои какие-то приметы на удачу, но боюсь о них говорить – это всё-таки личное. Например, моя мама  всегда находит мне добрые приметы для поднятия настроения и вдохновения. На самом деле, больше важна поддержка родных и любимых людей – это самый лучший талисман и оберег.
Поддержка родных и близких
Огромную поддержку всегда мне оказывали и оказывают мои родители. Они мне очень помогли, когда я делала первые шаги в своей спортивной карьере.  Когда нужно было приобрести специальную обувь для прыжков, а стоила она дорого, с трудом, но всё-таки выкроили из семейного бюджета и купили мне обувь! Был момент, когда не хватало денег даже на дорогу, чтобы доехать до стадиона, но папа и дед настаивали, чтобы я продолжала заниматься лёгкой атлетикой. Их вера в меня дала свои плоды, за что я им очень благодарна.


Жертвы ради спорта
Ради спорта приходится жертвовать многим. Например, уезжать на сборы и соревнования всегда очень сложно, так как дома остается моя семья - любимый супруг, сын и дочка. Бывает так, что пропускаешь значимые события из жизни своих любимых и близких  людей – дни рождения, утренники, юбилеи и так далее.  Но, с другой стороны, это ещё больше стимулирует, хочется лучше выступить, привезти домой медаль, которую дети будут потом примерять и радоваться, а семья будет мною гордиться.  
Спорт и семейная жизнь
Совмещать карьеру и семейную жизнь не так просто. У меня замечательный супруг, который всегда меня поддерживает и во всём помогает, старается большую часть домашних дел взять на себя, чтобы я не уставала и быстрее восстанавливалась после тренировок. Да и вообще - он в меня верит даже больше, чем я в себя! Отец моего мужа также часто приходит на соревнования, потом дома анализирует и подсказывает какие-то технические моменты, и предлагает, какую стратегию применить на предстоящих соревнованиях. Мне очень приятно, что он интересуется лёгкой атлетикой и моими выступлениями!
Самые запоминающиеся соревнования
Одними из самых запоминающихся соревнований были Азиатские игры в Гуанчжоу, в 2010 году - на этом турнире я стала серебряным призёром, а также Континентальный Кубок мира 2010, где я завоевала бронзу. Эти соревнования запомнились мне на всю жизнь – по своей значимости и накалу страстей.   Также соревнования, которые проходили на стадионе НБУ, запомнились мне моими попытками покорить высоту в два  метра (прим. редакции - рекорд Надии 198 см.), но мне это не удалось, я слегка задела ногами планку, которая в итоге упала. Это стало для меня отличным уроком, так как я осознала, что у меня есть силы в дальнейшем для преодоления этой отметки.
Радзивил и Дусанова – соперницы или подруги?
В национальной сборной Узбекистана по лёгкой атлетике, среди прыгуний в высоту, мы со Светланой Радзивил всегда идём бок об бок. Несмотря на то, что нас часто сравнивают, мы со Светой в отличных отношениях, тренируемся вместе, общаемся,  созваниваемся, помогаем друг другу в секторе, часто вместе выступаем на международных соревнованиях. Мы с ней коллеги и хорошие подруги.
Борьба с травмами
Спорт не застрахован от травм, и они могут случиться в самый неподходящий момент. В начале летнего сезона 2016 года я травмировала коленные связки, и месяц могла делать только упражнения на коврике, да тянуть резинку ногами, так как не могла бегать, и хромала при ходьбе. На тот момент уже были куплены билеты на международные соревнования в Кавасаки (Япония) и мне нужно было уезжать. Конечно, прибыв туда, я знала заранее, что не смогу ничего выполнить. И это было психологически больно. Во-первых, я не знала - восстановится ли  колено вообще, а вдруг пришёл конец спортивной карьере, на самом деле было очень страшно. Впереди меня ожидали соревнования в Шанхае и Пекине. Пережив этот стресс в Японии, я поставила перед собой цель - в Шанхае выйду в сектор и возьму хотя бы одну высоту, пусть даже только во время разминки. На разминочном поле я пыталась бежать, хромала, нога болела, плакала. Вышла в сектор – мне поставили пробную высоту на уровне 160 см, я разбежалась и прыгнула её. Начинаю от радости кричать и рыдать, потому что моё колено выдержало эту нагрузку. В этот момент рядом было очень много операторов, они стали на меня смотреть с недоумением - мол, с чего она так радуется, ведь соревнования ещё даже не начались! Тот день был для меня незабываемым! Я не могла поверить, что это реальность, я взяла высоту 194 см с третьей попытки! 194 см - это был норматив для лицензии на Олимпийские Игры в Рио! В тот день я боялась, что это был всего лишь сон. Я не верила, что это реальность. Звонила маме в слезах и говорила: «Мама, ведь так не бывает, это сказка, чудо». Родители очень переживали, они были рады лицензии, но больше всего их волновало состояние колена после соревнований!
Родители всегда очень переживают, когда я куда-то уезжаю на соревнования. За две недели до Олимпийских игр в Рио-2016, во время технической работы я подвернула стопу, мало того, что колено ещё не зажило до конца, так добавилась и стопа, но Олимпиада раз в 4 года, и слишком много отдано сил, чтобы просто взять и не выйти в сектор. И я пошла до конца; мне совсем немного не хватило до финала. Это спорт, и травмы порой мешают добиваться поставленных целей, просто нужно уметь сохранять самообладание и не опускать руки.



Хобби и увлечения
Что касается хобби, то его у меня нет, в силу нехватки свободного времени.  Тренировочный процесс непрерывен и забирает много сил и времени, а если вдруг появляется свободная минутка  - это время я стараюсь посвящать семье.  
О досуге
Выходные мы проводим с семьёй, стараемся выезжать на природу - это полезно для здоровья и детям интересно, ходим в кино, развлекательные центры, парки – как и все обычные семейные пары. Время, которое я провожу с семьёй – для меня бесценно.
Будущее ваших детей
Конечно, мне хочется, чтобы наши дети занимались спортом, так как это очень дисциплинирует, закаляет характер, полезно для здоровья, но в этом вопросе я очень лояльна. Подрастут и пусть сами выберут, что им интересно. Правда старшего 6-летнего сына мы отдали в секцию плавания, ему очень нравится. Иногда я беру его с собой на тренировку, мой тренер Алим Ачилович занимается с ним, находит для него задания и упражнения. Дочка пока ещё совсем маленькая, как только подрастёт, и для неё придумаем что-нибудь.
Планы на будущее
Этот год был очень богат на соревнования - в мае проходили Исламские игры солидарности в Баку, на которых я завоевала золотую медаль. Затем Чемпионат Азии в Индии, который проходил в очень сложных погодных условиях – шёл сильный ливень, но я всё-таки привезла домой золото, и Азиатские Игры в закрытых помещениях  в Ашхабаде, на которые я приехала в статусе чемпионки Азии, надо было защитить это звание! Домой я снова вернулась с наградой высшей пробы!
Я люблю спорт, и мой девиз по жизни: «Движение – это жизнь»! На своём опыте я поняла, что если во что-то сильно верить и уверенно идти к своей мечте, то ты этого обязательно добьёшься!



Автор: Юлия Панина
Фото: Анвар Ильясов


Комментариев нет:

Автор изображений для темы: jusant. Технологии Blogger.